Эксперты предложили убрать курьерские электровелосипеды с тротуаров
Эксперты в ходе круглого стола, прошедшего в Общественной палате России (ОП РФ), предложили ограничить передвижение курьерских электровелосипедов, включая запрет на езду по тротуарам, сообщает газета «Известия».
42,9% происшествий на электровелосипедах приходятся на ДТП с доставщиками, говорится в данных МВД. Только за 9 месяцев случилось 920 происшествия, в которых 25 человек погибли и еще 926 были ранены. При столкновении с таким транспортом при скорости в 25 километров в час пешеход получит травмы, аналогичные падению с 7-метровой высоты, уверены специалисты. Этому способствует и относительная бесшумность электровелосипеда.
По информации Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС, в Москве насчитывается от 35 до 40 тысяч подобных курьеров. 25 тысяч ежедневно совершают 650 тысяч поездок, говорится в данных столичной дирекции транспортного обслуживания. Кроме того, 75% электровелосипедов в Москве находятся в частной собственности.
Наиболее популярным у курьеров является Jetson Monster Pro с мощностью мотора 1,2 киловатт, развивающий скорость 45 километров в час. При этом мотор электровелосипеда, по закону, не должен быть мощнее 0,25 киловатта и должен иметь ограничитель на скорости 25 километров в час. Таким образом, Jetson де-юре относится уже к категории мопеда, что не позволяет передвигаться по тротуарам и пешеходным зонам.
«Если скорость выше 50 км/ч, то это мотоцикл. Значит, обязательна регистрация в ГИБДД с выдачей номеров, категория А в водительском удостоверении и, разумеется, никаких тротуаров», – указал член комиссии ОП по взаимодействию с Общественной наблюдательной комиссией (ОНК) Александр Холодов.
Кроме того, доставщику на Jetson требуется шлем и российское водительское удостоверение, так как он осуществляет коммерческие перевозки, указал Холодов. Он посетовал, что закон даже не ограничивает тюнинг транспортных средств – никто не мешает переделывать одну модель в другую, а некоторые владельцы устраивают на электровелосипедах целые «домики».
«Тюнингованные «монстры-колхозники» достаточно сложно контролировать», – отмечает президент ассоциации МАКС Александр Митюков.
Эксперты считают, что требование по мощности уже изжило себя, потому что его сложнее проверить. Поэтому в ходе круглого стола в ОП было предложено работать над снижением скорости. Так, в мая все курьерские электровелосипеды будут оборудованы модулями на ограничение скорости. Соблюдение ПДД курьерами уже контролируется при помощи камер и номеров на транспорте и сумке.
При этом стоит дополнительно ввести государственную регистрацию и идентификацию такого транспорта, новые требования к оснащению, запретить парковку вне специальных мест и установить отдельную ответственность водителям. В частности, в ходе обсуждения прозвучала идея даже повысить возраст использования электровелосипеда до 18 лет.
В целом, все эксперты, принимавшие участие в круглом столе, согласились с необходимостью убрать курьеров с тротуаров, позволив им ездить только по проезжей части. Но Митюков выразил опасение, что из-за этого статистика ДТП может даже повыситься. Так, адвокат Андрей Орлов указал на опасность езды по краю проезжей части зимой.
Другие эксперты призвали активнее ловить доставщиков и проверять их транспортные средства, а также ужесточить штрафы за нарушения ПДД и езду на электровелосипеде в состоянии опьянения.
«Представим, что мы запретили доставщикам ездить на электровелосипедах. Тогда они пересядут на самокаты. Главный вопрос, знает ли водитель, управляющий электровелосипедом, ПДД и как он ведет себя на дороге», – отметил заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Максим Белугин.
В это же время участники круглого стола в ОП указали, что доставщики обычно оформляются как самозанятые. Поэтому в случае ДТП ответственность несут они, а не компании.
За последнее время в столичном регионе произошло несколько инцидентов с людьми на электровелосипедах и электросамокатах. Так, в Ново-Переделкине курьер сбил 8-летнего мальчика, который шел с дедушкой по тротуару. Ребенка госпитализировали. По данному факту в столичном СКР организовали проверку.